Личное начало актёра ценнее, чем то, что он играет, потому как личность становится основой его обаяния. Не согласиться с этими словами нельзя.

Она неотделима от театра, как, впрочем, и театр неотделим от неё

Она неотделима от театра, как, впрочем, и театр неотделим от неё

Личное начало актёра ценнее, чем то, что он играет, потому как личность становится основой его обаяния. Не согласиться с этими словами нельзя. Яркая индивидуальность, природная красота и целеустремлённость отличают народную актрису Ингушского государственного драматического театра Рукиет Дзейтову, которой на днях исполнилось 55 лет.

Рукиет Дзейтова родилась 17 марта 1963 года в селении Нижние Ачалуки Малгобекского района Чечено-Ингушетии. Дети большой и дружной семьи всегда находили поддержку родителей, но выбором профессии Рая, так её называют друзья и коллеги, обязана своему школьному педагогу Асламбеку Кодзоеву, удивительно творческому и неповторимо одухотворённому учителю русского языка и литературы. Однако в том, что она стала актрисой, сказался её целеустремлённый и настойчивый характер.

Вчерашняя выпускница прошла с успехом вступительные туры в ингушскую студию Тбилисского государственного театрального института имени Шота Руставели, но о своём зачислении она узнала поздно. Недолго думая, Рая вышла работать в Чечено-Ингушский драматический театр. Режиссёры её заметили сразу, а зрители увидёли яркую индивидуальность, необыкновенное дарование и неповторимый стиль. Через три месяца она была уже актрисой первой категории, а через пару лет ведущим специалистом драмтеатра.

В 1984 году Рая сыграла Хозяйку леса в сказке «Анчутка» Б. Метальникова, в постановке режиссера московского ТЮЗа Владимира Тарасьянца, который пригласил актрису к себе, в столичный театр. Но Рая предпочла остаться здесь, в своём театре.

В 1985 году Рая играет учительницу Тамару в пьесе «Падение» Яхьяева, женщину строгих нравов, добившуюся определённых достижений в собственной карьере, но упустившая воспитание единственного сына. Потом была роль Кабато в спектакле «Ханума» А. Цагарели, Анна Андреевна в «Ревизоре» Гоголя, после просмотра которой Магомед Цицкиев, её партнер по сцене скажет свою знаменитую фразу: «Са! А она ничё играет!».

Самой героине очень близок образ Мирандолины в «Трактирщице» К. Гольдони, за что она получила премию «Дошо лиг». Образ матери, блестяще отыгранный Раей Дзейтовой в комедии «Рука судьбы» Б. Горчханова, высоко оценит профессор Краснодарского института культуры Аскер Курашинов. А как она сыграла старушку в спектакле «Хьаст» («Родник») С.-Х. Аушева! После спектакля автор пьесы скажет: «Я не писал этот образ, она его сделала!» А Саид Чахкиев назовёт её «изюминкой спектакля». Роль Доули в телевизионной версии спектакля «Рождение Калоя» по мотивам романа И. Базоркина «Из тьмы веков» открыли актрису широкому зрителю. Блестящую игру актрисы высоко оценят бывшие преподаватели наших студийцев на гастролях в Ленинграде.

Вместе с ролями росла и популярность актрисы.

«И вдруг в этом ярком соцветии известных звёзд появилось новое для меня лицо, привлекающее своей молодостью, открытостью и темпераментом. Это была Рая Дзейтова, искрометная цыганочка, она даже короткой ролью привлекла внимание своей яркой индивидуальностью и непреодолимой тягой к искусству перевоплощения», — напишет о ней журналист Лейла Точиева после просмотра спектакля «Брак поневоле» Мольера.

Рая не переставала работать над собой. Она перечитывала весь репертуар «ленинградцев», а в 1986 году, когда в культпросветучилище города Грозного открыли отделение «Режиссура» под руководством профессора Ярославского института культуры В. В. Ильина, пошла учиться. Потом была учёба в Чечено-Ингушском государственном университете на актёрском отделении.

Было в творческой биографии актрисы и приглашение в «Азербайджанфильм» на роль невесты героя войны Хампаши Нурадилова. Но ей не понравилась атмосфера, царящая на киностудии, хотя пробы прошли удачно. «Кино не моё!», — сказала Рая и вернулась в театр.

Когда театр переехал в Ингушетию, Рая уже жила в Москве. Но в одной из своих поездок на родину она решила навестить своих коллег.

«Дороги ужасные, погода мрачная, новый кожаный плащ забрызган грязью с ног до головы проехавшей мимо машиной. Нет, думала я, ни за что здесь не останусь, — рассказывает Рая, — но, увидев родные лица, которые на голом энтузиазме пытались возродить театр, решила: а кто, если не мы».

И вот первый спектакль — «Народ бессмертен» В. Хамхоева в постановке Магомеда Цицкиева (1994) о депортации народа — показал, что театр ингушский жив, что народ сломить невозможно.

В 2008-2009 годах Рая Дзейтова работала помощником Исы Чахкиева, министра культуры Республики Ингушетия. Она подготовила поэтам и писателям Махмад-Сали Плиеву (2008), Багаудину Зязикову (2009 г.), Саиду Чахкиеву (2009 г.), Салману Озиеву (2009 г.), легендам ингушского театра Магомед-Гирею Хадзиеву (2010 г.) и Магомеду Цицкиеву (2011 г.) незабываемые вечера памяти, а также юбилейный сценарий, посвящённый 35-летию театра.

Сегодня Рая Дзейтова одна из ведущих актрис Ингушского государственного драматического театра, народная артистка Республики Ингушетия, дважды обладатель премии «Дошо лиг», актриса года — 2012, награждена звездой ГТРК «Ингушетия» «Рождённая быть актрисой», медалью Ингушского государственного драматического театра. «Это наш самородок», — скажет о ней бывший директор Ингушского театра Мустафа Беков. «Глыбой» назвал её нынешний руководитель театра Иса Чахкиев.


Источник: gazetaingush.ru


12:54
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...