В последнее время проекты, направленные на увеличение привлекательности национально-традиционного наследия в Азербайджане, радуют тем, что акцентируют внимание на оживление национального сознания.

Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане»

Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане»
Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане» 0Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане» 1Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане» 2Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане» 3Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане» 4Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане» 5Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане» 6Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане» 7Эксклюзивное интервью с куратором проекта: «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане» 8

 

В последнее время проекты, направленные на увеличение привлекательности национально-традиционного наследия в Азербайджане, радуют тем, что акцентируют внимание на оживление национального сознания. И одним из них стал проект, который попытался объединить традиции и современность, и ставил целью показать использование традиционного наследия в современном контексте  не только внутри Азербайджана, но и за его пределами. 
Выставочный проект «Дефиле сквозь время: каноны женской моды в Азербайджане» прошел в Тбилиси 20-26 апреля. Музей культуры Азербайджана имени Мирза Фатали Ахундова совместно с Инициативным Объединением Кураторов (ICU) представил грузинской публике фото серию традиционной женской одежды азербайджанского фотографа Рустама Гусейнова с кураторской подачи Кенуль Рафиевой, которая также является и автором идеи проведения данной выставки в Тбилиси. На фоне большого интереса, проявленного не только в Грузии, но и среди нашей публики, мы решили адресовать интересующие нас вопросы куратору данного проекта.
 
- Есть ли предыстория реализации данного проекта?

- В 2017 году я представляла Инициативное Объединение Кураторов (ICU) в мероприятиях, посвященных юбилею Государственного музея шелка Тбилиси в рамках проекта «Техническое содействие созданию культурной лаборатории в Азербайджане», который был профинансирован Швейцарской организацией сотрудничества в Южном Кавказе, и где я была также куратором.  Целью было представить богатое шелковое наследие нашей страны в Грузии и провести презентацию о древнем использовании шелка. В ходе продуктивных встреч и обмена мнений с руководством музея я предложила провести выставку национальной одежды, где шелк используется как материя, в особенности, в головном уборе азербайджанской женщины. 
Однако, в виду отсутствия подходящих внешних условий пространства музея, я предложила данный проект руководству Музею культуры Азербайджана имени Мирза Фатали Ахундова, и Лейла Алиева с радостью приняла и поддержала эту инициативу по популяризации национальной азербайджанской женской одежды. В ходе встреч и переговоров с Л. Алиевой выяснилось, что она также какое-то время работала над проектом демонстрации коллекции исторических азербайджанских костюмов, и мне посчастливилось стать частью реализации более масштабного проекта.
 
- Можно ли сказать, что целая цепь случайностей свела вас вместе в данном проекте?

- Фотопроект был реализован Рустамом в промежуток между 2014 и 2018 годами. Я видела его работы еще тогда и одобряла его фотопроект, так как я, так же, как и он, считаю, что нам нужно вооружиться национально-традиционным наследием, чтобы не терять свою идентичность, будь то в культуре, в искусстве или в других направлениях.  Конечно, микс традиционного и современного - это достаточно давно и часто используемый симбиоз в региональной или мировой практике, и никакого новшества тут возможно и нет, но Р. Гусейнов один из тех, кто затрагивал вопрос женского традиционного образа последние пару лет, привлекая тем самым внимание как публики, так и профессионалов одежды и дизайна. Состоявшаяся позднее моя встреча с руководством грузинского музея, а затем и с Л. Алиевой, несомненно, привели к объединению всех этих отдельных эпизодов воедино. Поэтому, я бы назвала это не случайностью, а целеустремленным достижением своей цели для всех участников проекта. Я начала проект презентацией истории шелка и келагаи в Тбилиси и завершила его выставочным проектом национальной женской одежды Азербайджана там же в Тбилиси.
 
 
- Не могли бы вы раскрыть нам суть и цели проекта?

- У нас в руках был актуальный фотоматериал, который демонстрировал конкретный исторический этап видоизменения азербайджанской женской одежды и ее аксессуаров, начавшийся в 2014 году и продолжавшийся в 2018  с новой серией, где была использована историческая одежда разных регионов, таких как Карабах, Шеки, Баку, Исмайыллы и др. 19 века.  С другой стороны, я и Лейла ханум мечтали о живой демонстрации исторической одежды из личных и музейных коллекций.  Таким образом, моя концепция состояла в том, чтобы выставляя 25 отобранных фотопортретов с изображением традиционных костюмов на азербайджанских девушках, также продемонстрировать во время самой выставки дефиле национального костюма через исторические этапы последнего века. Цели проекта было привлечь своеобразным способом внимание к вопросам национальной памяти через призму осознания красоты и уникальности женской одежды, оживить традиционный женский образ в массовом сознании и передать эволюцию женской моды сквозь временное пространство и ее отражение в современном контексте.
 
- Чем вы руководствовались, когда прибегли к демонстрации не исторической коллекции, а современной коллекции местных дизайнеров?
 
- Как я отметила ранее, изначальной идеей была демонстрация исторической коллекции азербайджанских женских традиционных костюмов. Однако, несколько месяцев переговоров по спонсированию вывоза и перевозки исторических костюмов оказались безуспешны, и в итоге, я решила, что объединение исторических фото в контексте с современной модой будет также интересно для современного зрителя, особенно в Тбилиси, где каноны дизайнерской современной моды с элементами этно стиля уже сказали свое слово. Р.Гусейнов, который на тот период сотрудничал с дизайнером одежды Н. Алиевой, тоже поддержал эту идею, и получился вот такой вот коктейль искусства и моды в модной столице Тбилиси.

- В проекте вы затрагиваете вопросы национальной идентичности и памяти. Как вы думаете, насколько это эффективно стремиться к этим целям через показ традиционной одежды и ее элементов? Как по-вашему, не являются ли они слишком декоративными и не отвлекают ли внимание зрителя от самой сути, к которой вы так стремились при проведении данного мероприятия?

- По ходу времени постепенно видоизменяясь, национальный костюм становился выразителем менталитета народа и мог поведать очень многое о местных традициях и обычаях. Так и в различных регионах Азербайджана, национальные костюмы показывают многогранность обычаев и жизни страны. Например, традиционные головные уборы женщин в Азербайджане подчеркивали возрастные и социальные различия. Стиль костюма отражал семейное положение и возраст обладательницы. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины.  Помимо этого, азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах. И в нашей стране всегда было важно встречать по одежде, что говорит само по себе о нашем отношении к внешнему облику. Поэтому одежда для нас женщин не сколько способ выглядеть красивыми, модными и изысканными, но и рассказать о себе, о своей культуре и традициях.
  
 
- Как вас встретила грузинская публика?

Должна отметить, что открытие выставочного проекта прошло на самом высоком уровне благодаря ценным усилиям директора музея в Тбилиси и руководства музейного фонда Л. Алиевой. Как профессионалы, так и публика с большим интересом встретила дефиле и выставку, где встретились и слились в единой гармонии традиции и модные тенденции.

- Что вы думаете по поводу внедрения национальных элементов в повседневную одежду?

- На этот вопрос смогут ответить профессионалы одежды и знатоки, однако, с точки зрения азербайджанской девушки, от себя могу добавить, что важно оставаться самой собой даже в манере одеваться. Так как то, что, кажется обычным для нас в нашей стране, для других, неприспособленных к нашей культуре, может оказаться из ряда вон выходящим.

- Планируете ли вы продолжение данного проекта за пределами страны?

- В виду положительного отклика, который наш проект вызвал за пределами Азербайджана, на данный момент поступают предложения реализации его концепции и в других странах. Однако, при этом нужно учитывать разного рода территориальную идентичность и ценности стран и выбрать правильную целевую аудиторию.
 
 
Фотографии предоставлены Кенуль Рафиевой и автором фотопроекта Рустамом Гусейновым.



14:38
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...