Новости Кавказа

Цирковое искусство
  • 12:20
  • admin
Цирковое искусство

В сентябре нынешнего года в Большом Московском цирке в рамках открытия V Всемирного фестиваля циркового искусства с участием артистов из России, Испании, Италии, Китая, Колумбии, КНДР, ЛНР, Украины, Тайваня и Танзании, в фойе цирка на «Аллее звезд» было заложено две звезды.

Одна из них в честь народного артиста РСФСР, руководителя конно-балетного спектакля «Горская легенда о любви», лауреата Государственной премии РФ Тамерлана Нугзарова из тейпа Хабриевых. Имя его навсегда вписано в золотой фонд циркового искусства страны и мира.

Моё знакомство с легендой российского циркового искусства Тамерланом Темирсултановичем состоялось летом этого года в ингушском селении Барсуки, в доме Руслана Хабриева, где радушно чествовали брата и гостя, как самого дорогого человека, временами возвращаясь в историческую давность, протяжённостью в семь десятилетий, когда их разлучила судьба.

Затем мы поехали на конно-театральное представление «Горская легенда» в Грозный, которое поразило нас своим искусством. С особым трепетом ждали выхода самого маэстро. Тамерлан Нугзаров исполнил свой номер на белом коне. Белый конь, как известно, ассоциируется со светом, солнцем, добрыми человеческими устремлениями и преодолением. В свои 75 лет Тамерлан лихо гарцует и делает различные па. Уже полвека покоряет он изысканную публику необыкновенными постановками. И это не предел!

Тамерлан Темирсултанович Нугзаров — народный артист РСФСР с 1985 года, лауреат Государственной премии РФ 1996 года, обладатель самых высоких международных наград.

Детство

Родился Тамерлан в маленьком ингушском селе Барсуки 1 июня 1942 года. Его отец — Темирсултан Хабриев — был старшим в многодетной семье, был образованным и человеком яркой природной красоты. В 40-х годах ХХ века Темирсултан работал в органах НКВД во Владикавказе. В первые годы войны, как и все его сослуживцы, был на сложном участке фронта, обеспечивая безопасность граждан в тылу и предупреждая вылазки вражеских элементов. В 1942 году родился у него сын, которого старики нарекли именем Тамерлан, что значит «железный». Но недолго тешился он родительской любовью. Из-за преступной акции по депортации народов, предпринятой в 1944 году советским руководством, Темирсултан Хабриев оказался в депортации, а двухлетний Тамерлан с мамой, Зиной Дзугутовой, остались дома.

Сложное было время. Рос мальчик с бабушкой Фужой, которую называл «мамой», и с дедушкой Александром Бытаевым, бывшим царским офицером. Был смышлёным, умел дружить, и с ним дружили, называя то по имени, то просто «макъалон». Он и не задумывался «почему?». Жил размеренной детской жизнью. Однако в девятилетнем возрасте он вновь осиротел. После смерти бабушки, взяв свои пожитки, отправился в детский дом.

Так незаметно закончилось детство.

Шёл 1952 год. Вначале детдом был переполнен. Но постепенно детей оставалось всё меньше. Находились родственники. Из Владикавказа детдом перевели в с. Дигору, затем в с. Дуд-дур. И только Тамерлан Хаблиев (так он значился в детдоме) жил жизнью детдома и никого не ждал.

«А это сильная школа!» — признается он позже. Характер его крепчал и мужал. Знали твёрдо мальчишки, что Тамерлан никогда никого не предаст и в глаза скажет правду. Бывало и «на охоту» с друзьями шли, чтобы детей вдоволь накормить. А директор делал вид, что не замечает их мальчишеские вылазки. Делили поровну на всех. Здесь, в детдоме, Тамерлан выучился многому, в том числе рукоделию, что через годы сгодилось ему в жизни. Зная, что с него никто не спросит и никто не пожурит, он сам был внутренне организованным. Никогда не курил, не позволял себе вольности со здоровьем. В 18-летнем возрасте он на одной руке подтягивался свободно. Он и планы-то строил, связанные с технической специальностью, а то и с космонавтикой.

Жизнь его стала меняться в 15-летнем возрасте, когда известный к тому времени цирковой наездник Нугзаров Казбек Борисович (отчим Тамерлана), в прошлом джигит из труппы знаменитого Алибека Кантемирова, работавший в системе «Союзгосцирка», забрал его из детского дома к себе конюхом.

Преодоление и характер

В течение года Тамерлан работал конюхом, сопровождал лошадей во время гастролей. Трудолюбивый от природы, он ухаживал за лошадьми и изучал их. На каждом витке своей жизни он находил отдушину. В детдоме — в верности слову и надежности, в доверии воспитателей, которые видели в нём стержень. В цирке — в лошадях. Он полюбил их, как оказалось, на всю жизнь. В лошадиных глазах — умных, безумно красивых — он утопал. Они заняли его сердце и душу. Стали смыслом его жизни.

Вскоре Тамерлан уже стал участником циркового номера. Казбек Нугзаров чувствовал, что в него вложено природой. Ведь человек идёт с корней, а таргимхо (Хабриевы — выходцы из древнего горного селения Таргим) быть другим не мог. Он должен был быть лучшим и первым. И он им стал! Через преодоление и характер Тамерлан Темирсултанович Нугзаров-Хабриев добивался успехов и признания. Не ради славы, а чтобы быть, а не казаться!

Отсчет карьеры артиста Тамерлан ведёт с 1958 года, когда он принял участие в номере отчима «Джигиты». Он стал постигать азы дрессуры, циркового искусства. Именно в это время, возвращаясь с гастролей, он впервые узнал свою реальную фамилию. «Вы Хабриев, ваш отец в Киргизии, в депортации», — сказали молодому человеку. Но до встречи с родными было ещё далеко.

В 1962-1965 годах Тамерлан принял участие в цирковой пантомиме «Бахчисарайская легенда» у знаменитого дрессировщика Б. П. Манжелли. А в 1963 году народный артист РСФСР М. Н. Туганов включил Тамерлана в группу цирковых наездников для выступления в Париже в числе известных в мире артистов советского цирка — братьев В. М. и М. М. Запашных, В. Т. Соболевского, Ю. М. Ермолаева. Эта была ещё одна ступень роста. Когда Тамерлан отработал в Париже, М. Туганов предложил ему остаться в труппе. Но у Тамерлана был свой план — создать свою труппу.

«Этот мальчишка далеко пойдёт!» — сказали уже тогда о нём. Но не поддержали его в Орджоникидзе, да и в Грозном тоже не сразу. Однако судьба повернулась к Тамерлану лицом через участие народного артиста СССР Махмуда Эсамбаева и секретаря обкома ЧИАССР Хаджибекара Бокова. Были приобретены десять лошадей в «Союзцирке», подготовлены костюмы. И начались будни руководителя ансамбля джигитов Чечено-Ингушетии «Аргун». Дружба с Махмудом Эсамбаевым крепла с годами. Он же и помог Тамерлану Нугзарову создать конный номер «Горская легенда». Помощь в постановке спектакля оказал и балетмейстер Чечено-Ингушского государственного ансамбля «Вайнах» Топа Элимбаев, в т. ч. подбирая ритмы зажигательной лезгинки. Костюмы для артистов цирка он подбирал, изучая образы далёких нартов. Его цирковые представления, превращаясь в настоящий конно-балетный спектакль, покоряли зрителей. Тамерлан исполнял на лошадях самые невероятные по сложности трюки. Дружил Тамерлан с известным журналистом Баширом Чахкиевым, который в числе первых и написал о нём очерк. Часто они общались семьями. Все они были молоды, полны планов и энтузиазма. Каждый успех отмечали вместе.

Как-то после одного из выступлений Тамерлан увидел Махмуда Эсамбаева, стоявшего за кулисами в растроганных чувствах. «Как здорово, что теперь мы с тобой вместе будем славить нашу республику!» — сказал он с гордостью.

А между тем в газете «Грозненский рабочий» вышла статья об уникальном актёре цирка Тамерлане Темирсултановиче Нугзарове. «Это он! Тот самый мальчик, который остался здесь в двухлетнем возрасте в годы нашей депортации. Это сын Темирсолта!» — сказал старейшина Султан Хабриев. На встречу с Тамерланом в чечено-ингушский цирк отправились две его дочери — Фатима и Люба. В тот же день Тамерлан приехал к ним домой. Перед ними стоял высокий красивый молодой мужчина, копия своего отца. Чуть позже состоялась торжественная встреча со всеми родственниками Хабриевыми, на которой с Тамерланом Нугзаровым были почётные гости — Казбек Нугзаров (отчим), сводный брат, сестры Тамерлана и вся его труппа. Это была незабываемая встреча. «Всегда дорожи именем человека, воспитавшего тебя», — сказал Султан племяннику в тот вечер. Шёл 1967 год. Позже Казбек Нугзаров не раз приезжал в гости к Султану Хабриеву.

Впереди была целая жизнь, посвященная искусству.

С отцом Темирсултаном, который ещё находился в Киргизии, Тамерлан встретился чуть позже в Уфе. Встреча была сдержанной. По-горски.

А между тем имя Тамерлана стало брендом конного российского цирка. Залы чечено-ингушского цирка бывали переполнены. Его труппа гастролировала по стране и миру. На манеже под его руководством разворачивались сцены одна интересней другой. В спектакле «Горская легенда» выразительным языком трюков «шла жизнь»: конные бои и погони, сложнейшие трюки и скорость. Артисты спускались под живот скачущей лошади, вместе с лошадью прыгали в кольцо, унизанное кинжалами. Сам Тамерлан исполнял уникальный трюк: лёжа поперёк седла на лошади с саблей в зубах, он нёсся на огромной скорости по манежу. Подобные трюки могли себе позволить только он и его команда (спустя годы этот трюк повторит его сын Тамерлан).

Махмуд Эсамбаев не мог скрыть своего восторга от этого спектакля. «Горская легенда» — это сплав восторга и риска, блаженства и отчаяния, технического совершенства и актерского мастерства, — говорил он. — Блестящая джигитовка, темп, удивительная легкость и изящество всех трюков. Здесь каждый штрих работает на образ, на яркую индивидуальность актёров — и хореография, и музыка, и костюмы«.

С 1984 года вместе с Тамерланом начала работать Светлана Авдеева — большой друг и супруга, представитель четвертого поколения российской цирковой династии. В шестимесячном возрасте сел на коня их младший сын Тамерлан. «Не рано ли?» — писали в журнале «Огонёк» под его фотографией в то время. В два года он уже скакал галопом, а в одиннадцать получил приз на детском цирковом конкурсе в Вероне.

Тамерлан Нугзаров-Хабриев сумел сохранить программу «Горская легенда» в сложные 90-е годы ХХ века, когда рушились устои бывшей империи. Спектакль взывает к миру и добру. В 1997 году они с супругой создали новую цирковую программу «Моя Россия», в первом отделении которой представлены номера «Половецкие пляски» (на музыку А. П. Бородина), «Цыганский танец», где Тамерлан снова и снова демонстрирует высшую школу верховой езды с танцовщицами под зажигательную народную музыку. Вторым отделением спектакля коллектива «Моя Россия» является конно-балетный спектакль «Горская легенда о любви», где сюжет был обогащён уже новыми образами.

Тамерлан сам же придумал мост с лифтом, который, поднимаясь над обычным манежем, позволяет придавать всему действию двумерность и масштабность. По нему скачут лошади, играют артисты. А кульминацией является летящий платок, брошенный женщиной (С. К. Авдеева), сидящей на лошади на самом краю моста на высоте восьми метров над манежем. И слова Расула Гамзатова:

«Когда сходились, вырвав два кинжала,

Мужчины, как положено врагам,

Платок меж ними женщина бросала,

И два кинжала падали к ногам.

Обычай гор... Диктует старина ли?

О, женщины! Велением тревог

Между враждующими сторонами,

Пока не поздно, бросьте ваш платок!»

Передать всю красоту и глубину этого циркового спектакля, показать цветовое решение и сложнейшее техническое оснащение, придуманное им самим, невозможно. Это надо увидеть раз, чтобы уже не забывать никогда!

Его лошади то стремглав неслись по манежу с трюкачами, то по лестнице устремлялись вверх, то выходили на край выдвижного моста, а то и играли лирические сцены. Кони — тоже артисты! Сколько их было в его цирке. И каждого коня Тамерлан сам подбирал. «Постоянная внутренняя энергия чистокровного скакуна — это великое природное дарование, помогающее им бороться с любыми трудностями!» — говорит он. В свой конный театр он приглашал в основном кавказцев. Работать с артистами, особенно кавказцами, очень непросто. «Но это прирождённые всадники. Это характеры», — утверждает он. В числе многонационального коллектива всадников-трюкачей были ингуши — Аушевы, Богатырёвы, Арчаковы, Дзауровы, Бузуртановы, Ахриевы и другие. Не раз приглашал он Руслана Хабриева, проявляя особую заботу. Но, увы!

В 2007 году Т. Т. Нугзаров и С. К. Авдеева приступили к подготовке нового конного спектакля под названием «Сказка». Драматургию этой постановки Тамерлан Нугзаров называл ещё и «Любовь, поэтическая фантазия и кони». В ней участвовали Светлана Авдеева и сын — Тамерлан Тамерланович. Новые программы и спектакли сменяли друг друга. Очень быстро стал известным артистом цирка исполнитель главных ролей в «Горской легенде», «Вива Зору», «Салют, Победа» — Тамерлан Тамерланович — заслуженный артист РФ. Тамерлан-младший выделялся фактурой и природным даром актёра. Он исполнял невероятные по сложности трюки, то под животом лошади, а то и стоя на крупе коня. Быть артистом — это особое искусство. Ему это дано!

Вокруг света

Выходец из маленького ингушского селения Барсуки Тамерлан Нугзаров-Хабриев объездил весь мир. Со своим конным театром Тамерлан побывал в 25 странах мира, выступал на самых престижных концертных площадках мира, таких как Радио-Сити Мюзик-холл, Мэдисон Сквер-Гарден (США), театр «Каре» в Амстердаме (Нидерланды), в огромных дворцах спорта. В Детройте (США) каждое представление собирало в течение семи дней по 25 тысяч, а в Винер Штадт-халле (Австрия) и Дойчланд-халле (Германия) — по 15 тысяч. И везде — оглушительный успех. Выступал с этой программой в Японии и Южной Америке, Италии и Германии, Швейцарии и Испании, Югославии и Австрии, США и Канаде и других странах. Корею он запомнил надолго, когда, оставшись без своих цирковых лошадей, ему пришлось весь спектакль играть с местными спортивными лошадями. И всё получилось! А ведь на репетицию давался только день. Такое сотворить может только виртуоз своего дела.

«Я не был только в подводной лодке, — говорит он. — Самолётами со своими лошадьми летали мы в разные страны. В Аргентину 28 дней шли на корабле. В Японии был 7 раз, в Америке отработал 5 лет. Встречал там в советские годы земляков: ингушей, чеченцев, осетин, других кавказцев. Тосковали они, поверьте. «Привези нам землю с нашего края», — говорили не раз. Как-то подарил грузину вино грузинское, а он, коренастый мужик, плачет от радости за трогательную весточку со своей земли».

Трижды был Тамерлан Нугзаров в Белом доме в Вашингтоне. Встречался с высокими чиновниками. На их представления приходило до 30 тыс. зрителей. Советский цирк побивал все рекорды по наполнению залами.

Наши послы в Америке Добрынин и Дубинин говорили: «Вы своими представлениями делаете за один раз то, на что у нас уходят годы, создавая положительный имидж Союзу ССР». В Мексике преклонялись перед его гением виртуозного трюкача.

Тамерлан Нугзаров — обладатель высших наград самых престижных международных конкурсов циркового искусства. «Золотого клоуна» в 1984 году в Монте-Карло ему вручал принц Монако, циркового «Оскара» в 1990 году в Лос-Анджелесе (США) — звезда Голливуда Кирк Дуглас, «Платиновую звезду» в 1992 году в Вероне (Италия) он получал из рук Джины Лоллобриджиды.

Ему не раз предлагали остаться за границей ещё в советские годы. Но не мог он и никогда не хотел оставаться в другой стороне. «Поверьте, не все, кто уезжают, живут там весело. И ведь забирает от нас заграница хороших людей. Одаренных, талантливых переманивают, — говорит он. — Самая гостеприимная страна — это Россия. Это — кавказцы. Будем дорожить своей страной!»

С высоты своего жизненного опыта

«Каждый человек должен правильно определиться в жизни со своей специальностью. Самое трудное в профессии — это то, что человек должен знать, чего он хочет, и идти к своей цели. Если тебе работать с животными, ты их должен знать до мелочей. Не надеяться даже на специалистов, а сам их знать хорошо. Надо вникать в своё дело глубоко, — говорит Тамерлан. — Чтобы быть хорошим артистом нужно жизнь этому посвятить. Чтобы быть хорошим руководителем — нужно быть честным».

Несмотря на плотный график, Тамерлан поддерживал родственные связи и тут же вылетал на самолете, выезжал из любой точки страны, если случалось горе у родных по линии отца, отчима и матери. Уезжая на гастроли, он мог оставить своего сына у родственников — в семье Султана Хабриева, и знал, что может быть спокоен.

Некоторое время, в свои преклонные годы, с ним в Москве жил его отец — Темирсултан Хабриев. Гены, характер в силу природы передались Тамерлану от отца. Тамерлан никогда и ни перед кем не стоял на коленях, ни заискивал перед начальством. Да, он жёсткий. Может быть, в дипломатии уступает. Но он уверен, что когда идёшь чисто по жизни и ни в чем не замешан, легко жить. «Мой отец меня породил таким, какой я есть. И я благодарен», — говорит он. Отчество «Темирсултанович» он несёт до конца.

Память об отчиме Казбеке Нугзарове он бережно хранит. «Казбек был великим артистом, видным. Когда только он выезжал на арену, все уже аплодировали», — гордится он им. Казбек помог Тамерлану определиться в жизни, научил его высокому конному цирковому искусству.

Вспоминает он маму Зину. Брат Тамерлана по матери живет в Омске с семьей, сестра — в Болгарии. Искал сестер по отцу, звонил в Киргизию. Старший сын Тамерлана и Светланы умер в молодые годы. Остался внук — ученый-экономист. А рядом с отцом в цирке все эти годы работает младший — Тамерлан, у которого растёт сын Тамик Нугзаров-Хабриев. Ему 6 лет.

«Я за то, чтобы люди помнили тех, кто тебе помогал в начале пути, кто был рядом. Надо быть благодарным в этой жизни! Никогда не забуду воспитателей детдома и их жизненные уроки, Казбека Нугзарова, давшего мне путевку в жизнь, Султана Хабриева за мудрость. Спасибо великому дипломату и танцору Махмуду Эсамбаеву, высокому чиновнику Хаджибекару Бокову, журналисту Баширу Чахкиеву за то, что они поддержали меня, помогли вернуться к ингушам. Я стал прославленным джигитом Чечено-Ингушетии. Это давало силы и уверенность. Они вводили меня в огромный круг своих знакомых и друзей, в числе которых были космонавты, артисты, писатели и другие», — говорит Тамерлан.

В те же годы познакомился он с будущим генералом и первым Героем РФ Сулумбеком Оскановым. Эта встреча осталась в ярких воспоминаниях. С благодарностью вспоминает Тамерлан Юрия Никулина, его великодушие и заботу о деятелях искусства, и многих других людей, рассказывает о высоком их гуманизме.

Тамерлан долго отсутствовал. Работал в других странах. Но его помнили и помнят. Художественный руководитель Ингушского государственного театра Иса Чахкиев говорит: «Мы, мальчишки, уже тогда (70-е гг. ХХ века) знали, что Тамерлан — это мировая известность. Когда он приехал на свадьбу Башира Чахкиева, мы все заглядывались на него. Красивого, статного, яркого и очень простого! Он одной только внешностью уже был звездой!»

Благодаря целеустремлённости и характеру Тамерлан добился высоких результатов в конном искусстве. Он не случайно полюбил благородных четвероногих друзей. «Лошади обладают огромной внутренней силой и выносливостью. Они гордые и независимые и никогда не сдаются перед трудностями», — возвращается он снова и снова к своим питомцам. Характерами сошлись!

«Я хочу, чтобы культура развивалась, искусство стало частью жизни каждого, чтобы то прекрасное, что есть в этой жизни, объединяло и сближало народы. Чем становишься старше, ещё больше взываешь к миру во имя мира на нашей благодатной земле», — говорит он сегодня.

В этом маленьком очерке нет возможности рассказать о жизни этого удивительного человека, о мастере циркового искусства и легендарном всаднике, о его спектаклях и гастролях, о мыслях, идеях, мечтах.

Захватывающие кругосветные путешествия, новые знакомства, высокие приёмы в разных странах, самые престижные награды мира — всё это было в его судьбе. Он ценит комфорт и людей, с которыми просто приятно общаться, и счастье находит в простых и дорогих понятиях — Россия, родина, родные, друзья, коллеги и семья.

«Моя жизнь сложилась так, как повела судьба, — говорит наш герой. — Но я рад и горжусь тем, что, объездив весь мир, я знаю, что мой кусок отцовской земли лежит в ингушском селении Барсуки, что меня здесь всегда ждут и говорят: «Здесь твои корни!».


Источник: gazetaingush.ru


Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Похожие новости