Пятигорск 2010, Символы Пятигорска.

Самый известный символ Пятигорска — это, несомненно, скульптура орла, терзающего змею, на горе Горячей.

Говорят, что когда-то пустынны были места вокруг пятихолмного Бештау. Только царь птиц могучий орел парил над дикой местностью Пятигорья. Однажды приземлился орел на вершину горы Горячей, и не заметил он, что под камнем притаилась ядовитая змея. Ужалила она гордую птицу в грудь. Сжал змею орел стальными когтями, но силы покинули его, и упал он в горячий источник, бьющий из-под скалы. И чудодейственный источник вернул орла к жизни. Эту легенду использовал в своей работе И. И. Крылов, который был художником казенных театров. В 1903 году Россия торжественно отметила 100-летие Кавказских Минеральных Вод. По этому случаю вышел специальный журнал, на обложке которого И. И. Крылов нарисовал орла, терзающего змею. А скульптор Людвиг Карлович Шодкий по рисунку вылил скульптуру орла — своеобразное олицетворение гордой и мятежной красоты Кавказа. Символика скульптуры необыкновенно поэтична. Фигура орла, распластавшего крылья над скалой и клюющего извивающуюся в его когтях змею, символизирует победу добрых сил природы над недугами (отсюдаhttp://kmvline.ru/lib/legend/2.php).



А еще говорят, что за прошедшие почти сто лет Орел неоднократно менялся. Самая первая птица — с полуоткрытым клювом склоняла голову в правую сторону и хищно смотрела на змею левым глазом, но во время революций и гражданской войны такое изображение орла кому-то напомнило герб Российской империи, и вот уже гордая птица лишилась головы и части крыльев. Когда же скульпутру восстановили, то голова была повернута отчего-то в левую сторону. Но на этом история не закончилась, во время Отечественной войны курортный Орел снова пострадал, на сей раз из-за опасного сходства с крылатым символом Третьего рейха. И вот только после войны появилось новое изображение Орла, более статичного вида, — голова с закрытым клювом опущена вниз, изменена форма крыльев, уменьшено их оперение.

Второй не менее известный символ Пятигорска — Китайская беседка, которая расположена на самой вершине западной части Горячей горы.

В 1862 г. в центре Николаевского цветника (ныне – парк Цветник) была сооружена музыкальная ротонда – большая деревянная беседка, где летними вечерами располагался целый полковой оркестр, исполнявший популярные музыкальные произведения для посетителей. С появлением летом 1901 г. открытой сцены Лермонтовской галереи беседка стала излишней. В это время на Горячей горе создавался нагорный парк и на ее вершине, где некогда находилась оборонительная казарма, планировали соорудить беседку Любви и рядом поставить скульптуру «Задумчивый Амур». Кто-то предложил перенести наверх бывшую музыкальную ротонду, но она оказалась довольно ветхой. Тогда ее разобрали и из пригодного материала по рисунку зодчего А. Н. Клепинина собрали новую беседку в «китайском духе», которую весной 1902 г. поставили на вершине Горячей горы, на высокий цоколь из бута. Она имела причудливую крышу, как у буддийских пагод. Беседку украсили деревянными решетчатыми рамами с остатками цветных стекол, сделанных в Варшаве для железной Лермонтовской галереи. Эти стекла придавали видимому пейзажу «фантастическое освещение» калейдоскопа. Получилась оригинальная Цветная беседка, защищавшая от ветров и дождей. Она открылась для первых посетителей 1 мая 1902 г. вместе с новым парком.
Деревянная беседка погибла в в годы Гражданской войны, когда была разобрана на топливо. В 1952 г. было предложено воздвигнуть на старом основании монументальную каменную беседку в «сталинском стиле» с шатровым куполом и венчающей звездой. Однако проект не был реализован ввиду смерти весной 1953 г. «вождя всех народов». Позднее, около десятка лет замечательный скульптор Пятигорска И. Ф. Шаховская убеждала городские власти восстановить Цветную беседку. И, наконец, летом 1976 г. старый фундамент на Горячей горе украсила металлическая Китайская беседка, созданная по оригинальному проекту И. Ф. Шаховской и при ее непосредственном и бесплатном участии. Она часто называла этот ажурный павильон, заметный издалека, своим «подарком любимому городу»

Очень загадочный символ города — Дача «Эльза» Гукасовой, на улице Лермонтова, 15.
Желто-кирпичная трехэтажная дача с высокими массивными башнями была построена в эклектическом псевдороманском стиле. Она походила на средневековый замок, отчего дачу иногда ошибочно называли «Эльзас», подразумевая историческую область Восточной Франции, полную рыцарских замков. Кстати, в Пятигорске вид замка имел также дом зодчего Уптона. Главные фасады «Эльзы», южный и западный, были асимметричны. Южные углы здания фланкировали квадратная и круглая башни с зубчатым карнизом, с множеством высоких полуциркульных окон с арочными наличниками. Парадный вход был устроен в центральной башне западного фасада. Он был выделен порталом, образованным двумя высокими полуколоннами. Все три башни имели различные шатровые крыши. Ступенчатая тяга отделяла верхний этаж здания от двух нижних. Нижняя часть здания была рустована. Линия верхнего карниза была изломана аттиками, зубцами и щипцами. Дача имела 62 комнаты, около сотни окон и множество отдельных балконов, террас и веранд. Во всех комнатах был водопровод, а на этажах находились общие душ и ванны.

Еще одно знаковое место Пятигорска — Врата Солнца.
Второе название — Ворота Любви. К этим вратам традицонно в день свадьбы приезжают молодожены и проходят вместе в эти ворота. А еще от врат открывается отличный вид на Бештау, а также на Юцу, Джуцу и Эльбрус.

Ермоловские ванны привлекают к себе внимание вычурностью форм. Расположены они в парке «Цветник» и имеют давнюю историю.
Весной 1818 года Горячие Воды впервые посетил новый главнокомандующий Кавказкого края генера А.П. Ермолов. Он и приказал построить на горе Горячей новые ванны, а строительство поручили архитектору И.Ф. Руска. Самые первые ванны были из сосновых брусьев на каменном фундаменте в виде креста, с просторными галереями с северного и южного фасадов. В сентябре 1874 года старое здание снесли и построили новое — одноэтажное здание на высоких подвалах из кирпича в стиле эклектика.

На вершине Машука, недалеко от верхней станции канатной дороги, находиться могила А.В.Пастухова — выдающегося русского военного топографа, одного из первых альпинистов (1860-1899).
На обелиске надписи — «Военный топограф Андрей Васильевич Пастухов. 1860-1899», «От корпуса военных топографов и родных», «Казбек 1889. Эльбрус 1890. Арарат 1893».

Ресторация (ныне Институт Курортологии) расположен в центре Пятигорска, это здание с шестью колоннами из тесаного камня и в лермонтовское время было лучшим строением города. Называлось оно гостиницей Найтаки (по имени ее содержателя) или ресторацией. Построено здание в 1828 году братьями Бернардацци по проекту архитектора Шарлеманя. Приезжавшие на воды могли нанять здесь комнату и заказать у хозяина гостиницы обеденный стол. По вечерам в небольшом, но уютном высоком двусветном зале для «водяного общества» устраивались балы и различного рода увеселения. На публичных сборах в гостинице Найтаки ярко проявлялись обычаи и нравы обитателей курорта. Вероятно, потому Лермонтов и решил свести героев повести «Княжна Мери» на балу в зале ресторации. Без этого характеристика «водяного общества» была бы неполной. «Зала Ресторации, — читаем в дневнике Печорина, — превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались. Княгиня с дочерью явились из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом. Те, которые почитают себя здешними аристократками, утаив зависть, примкнулись к ней… Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились».



Продолжение следует...

Тип статьи:
Авторская
Источник:
http://www.osd.ru/
  • 227
  • admin
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...