Пятигорск 2010, Лермонтов

Домик М.Ю.Лермонтова

Пятигорск связан с именем Михаила Леромонтова основательно и навсегда.
Впервые Михаил побывал на Кавказе в 1818-м, а затем в 1820 году, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева возила его на воды, чтобы поправить здоровье болезненного внука. Те первые поездки плохо запечатлелись в памяти мальчика, но уже в 1825 году, когда ему исполнилось 11 лет, Пятигорск совершенно очаровал поэта. На Горячих Водах (так до 1830 года назывался Пятигорск) он наблюдал нравы жителей, их мужество, ловкость. В окрестностях Горячих Вод, в существовавшем тогда Аджи-ауле, Лермонтов летом 1825 года присутствовал на празднике горцев, где с упоением смотрел на скачки, состязания в стрельбе, слушал народные песни.
Спустя почти 20 лет, в мае 1941 года, Лермонтов снял небольшую, скромную квартиру с терраской, пристроенной к домику со стороны палисадника.

Скромный, чисто выбеленный домик под камышовой кровлей располагался когда-то на окраинной Нагорной улице, ведущей к самому подножию Машука. Примерно в таком же домике жил Печорин:«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный…»

Первым владельцем домика был отставной плац-майор Василий Иванович Чилаев, построивший его на своей усадьбе для сдачи внаём приезжим посетителям вод. Внешне домик напоминает обычную крестьянскую хатку-мазанку, каких тогда много было в окрестных казачьих станицах: стены обмазаны глиной и выбелены известью, окна со ставнями, закрывавшимися на ночь. Стоял домик посреди двора и потому назывался «средним». Тогда такое жилье считалось вполне приличным, а по месту расположения – очень удобным: неподалеку находились источники и ванные здания, а при желании можно было совершить прогулку в Цветник или на бульвар, где обычно собиралось «водяное общество», или еще дальше – к самому Провалу.

В 1884 году группой почитателей поэта по инициативе русского драматурга А. Н. Островского на фасаде дома была установлена небольшая мемориальная доска «Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М. Ю. Лермонтовъ».
В 1970 году к музейному комплексу присоединили бывший дом И.В. Уманова, располагающийся по соседству с домами В.И Чилаева и П.С. Верзлина.
В 1841 году Лермонтов частенько заходил сюда, навещая своих знакомых. За два дня до дуэли Михаил Юрьевич тоже был здесь, он подъехал, по воспоминаниям Арнольди «верхом на сером коне в черкесском костюме к единственному открытому окну нашей квартиры, у которй я рисовал, и простился со мною, переезжая в Кисловодск.»
Дом отреставрировали, вернули ему прежний облик и прежде всего — просторную деревянную вернаду, основанием кторой служат пять каменных колон.



Мы долго гуляли по усадьбе, любовались природой, сидели на скамеечке рядом с палисадником и представляли, как отзываются в ночной тишине легким скрипом ступеньки и половицы в доме на шаги поэта, остававшегося здесь после шумного дня наедине с собой...

… 15/27 июля 1841 в этот домик было привезено с места дуэли тело убитого Лермонтова.
Через день состоялись похороны.
В апреле 1842 года гроб с прахом поэта был перевезён в село Тарханы и похоронен в семейной часовне рядом с могилой матери.

Елизаветинский источник

Большой популярностью во времена М. Ю. Лермонтова пользовался Елизаветинский источник. К нему ежедневно приходили все посетители Пятигорска пить «серную воду», и просто ради развлечения.
Вот что записал о нем в своем дневнике Печорин: «Наконец, вот и колодец!.. На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя...»

Возле Елизаветинского источника (здание Академическая галерея) происходили многолюдные собрания «водяного общества». Там в лермонтовское время была небольшая продолговатая площадка с колодцем кислосерного источника, скромным ванным домиком и временного типа галереей, которая пользовалась среди «водяного общества» большой популярностью. Местность в районе источника была в те годы вполне благоустроена и отличалась великолепными видами.

Гора Кольцо

«Гора Кольцо, расположенная в окрестностях Кисловодска, на южном отроге Боргустанского хребта, является памятником природы и одним из объектов Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.»
(из путеводителя)

Умный в гору не пойдет… А если очень хочется?
А вот если очень хочется, то непременно надо идти!
Тем более, что с вершины горы путеводители опять-таки обещают:«Отсюда и сегодня можно любоваться красивейшими видами окрестностей, воспетых Лермонтовым.»
Решено, лезем.

Степеньки истерты временем, ветрами и многочисленными туристами. Осторожно карабкаемся вверх, одновременно понимая, что спускаться, видимо, придется на пятой точке, уже очень сильно скользят на песчаной породе ботинки...

Вид смельчаков, забравшихся на самую вершину, конечно, вдохновляет, но смелости прибавляет немного.
Не упасть бы..

С обратной, не фасадной стороны, гора похожа на уснувшего осминога, голова которго покоится на каменной гряде...

Обещанный все тем же путеводителем субальпийский луг представлен на горе скромными цветами...

А вот и знаменитое каменное окошко, через которое, если верить Печорину, любовалась княжна Мери со своим окружением. Если осторожно подойти к самому краю, то можно полюбоваться видом на Кисловодск...
О да, я храбрая, очень!

Полюбовались, пофотографировались и поехали дальше.

Лермонтовская галерея

Лермонтовская галерея по праву является украшением парка «Цветник».
Это сооружение было представлено в 1896 году на художественно — промышленной выставке в Нижнем Новгороде, а после её закрытия было куплено управлением Кавказских Минеральных Вод. Павильон в разобранном виде был доставлен на Кавказ и установлен в парке «Цветник» в качестве курортной галереи для прогулок больных в ненастную погоду.

После установления советской власти в 1920 году в Лермонтовской галерее открылся первый советский театр Пятигорска.
Здесь выступали многие выдающиеся актеры и певцы, деятели искусства и литературы — пел Л. В. Собинов, танцевала Айседора Дункан, читал стихи В. В. Маяковский.

Галерея похожа на сказочный дворец, с остроконечными башенками, взмывающими в пятигорское небо, с разноцветными витражами, в которых отражается яркое южное солнце.
Все здание пронизано светом, воздухом и игрой красок.
Его разновеликие объемы дополняют друг друга и, несмотря на обилие кованых декоративных элементов украшений, ни одно из них не носит случайного характера.

Лермонтовский сквер

На пересечении Соборной и Красноармейской улиц находится небольшой зеленый сквер с оградой, в середине которого стоит знаменитый памятник М. Ю. Лермонтову. Долгое время здесь соседствовали две главные святыни Пятигорска, к которым не зарастала «народная тропа» – православный Спасский собор и памятник поэту, воспевшему Кавказ.

Для создания памятника в результате большого конкурса был выбран известный русский скульптор, академик А. М. Опекушин, автор знаменитого памятника А. С. Пушкину, открытого летом 1880 г. на площади Москвы близ Страстного монастыря. Летом 1885 г. уполномоченный комитета А. М. Байков заключил в Петербурге с А. М. Опекушиным договор об изготовлении бронзовой статуи и деталей для гранитного пьедестала. Собранных денег должно было хватить и на сквер вокруг памятника. Местом выбрали крутой обрыв в центре Пятигорска у здания Гауптвахты, перед главным собором города, и недалеко от домика, в котором прожил поэт свои последние дни. С этого обрыва открывался вид, который некогда описал сам М. Ю. Лермонтов: "… на запад пятиглавый Бешту синеет, на восток поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, внизу пестреет чистенький новенький городок, а на краю тянется серебряная цепь снеговых вершин".



Сооружение сквера велось в 1887-1888 гг. под наблюдением инженера-архитектора КМВ К. Н. Кодрунцева. Снесли здание Гауптвахты. Расчистили, надсыпали и разровняли прямоугольную площадку в полгектара. Укрепили ее южные и западные склоны подпорной стеной, сложенной из скрепленных каменных блоков. Поверх стены устроили обзорную каменную веранду с чугунной балюстрадой. Выступающая центральная часть стены с «бриллиантовой» рустовкой была увенчана парапетом с чугунными вазами. Мощную опорную стену пятигорчане окрестили «бастионом». С трех других сторон сквер был огражден изящной железной решеткой простого рисунка с чугунными колонками. Внутри сквера, близ восточных ворот, построили аккуратную кирпичную сторожку – почти игрушечный домик с резным деревянным крыльцом в «русском стиле». Мемориальная доска на стене сторожки указывает авторов памятника и сквера и время создания.

Летом 1889 г. под руководством инженера-архитектора КМВ А. М. Кочетова в сквере были построены грот и фонтан по рисункам зодчего Н. А. Дорошенко. Непосредственное участие в их сооружении принял студент-практикант Академии художеств Э. Б. Ходжаев. В северо-западном углу сквера, перед костелом, был сложен из «дикого» камня декоративный грот, наподобие Лермонтовского у Академической галереи. На ризалите опорной стены сквера был сооружен тоже из «дикого камня» самый первый городской фонтан с фигурным бассейном и раковиной. Позднее углы балюстрады украсили чугунные канделябры в четыре четырехгранных газовых фонаря. Бронзовая фигура Лермонтова на гранитном пьедестале органично вписалась в окружающий сквер с верандой. Позади памятника были разбиты цветники с дорожками, посажены кустарники и деревья. Площадка перед памятником усыпана мелким песком.

Тип статьи:
Авторская
Источник:
http://www.osd.ru/
  • 224
  • admin
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...