Зелимхан Гушмазукаев – харачоевский абрек

Чтобы понять, почему до сих пор на Кавказе чтят память о Зелимхане Харачоевском, нужно вспомнить, кто такие абреки. История цивилизации – это не только постоянное совершенствование условий жизни. Это еще и непрерывный, напряженный поиск баланса между существующими условиями, защищенными законом и всею мощью государства, и чувством справедливости.

Цивилизация утверждается не только установлением правопорядка (всегда относительного), но и мучительным поиском путей преодоления беспредела, творимого этим государством, под прикрытием законов, под сурдинку сладкоречивых «адвокатов от дьявола», защищающих заведомую ложь, судей, выносящих заведомо несправедливый приговор. Римляне когда-то заметили в своих юридических максимах: «Не все что законно – благородно» (Non omnis, quod licet, honestum est!). И на защиту поруганной справедливости являлись защитники: Робин Гуд в Шервудском лесу, Зорро в прериях Новой Испании, Кармелюк на просторах Украины; и абреки на Северном Кавказе.

Особенно мощным абреческое движение стало вначале двадцатого века. Их, в конечном итоге, высокая миссия борцов за правду против возведенной в государственную политику несправедливости, нашла свое логическое завершение в создание образа благородного абрека, защищающего убогих и сирых, грозящих справедливым возмездием прикрывающимся государственной защитой злодеям. Абреки запрещают местным властям взимать чрезмерные налоги с горцев – и местные, коррумпированные власти покорно соглашаются с их требованиями. Шельмование абреков безуспешно. Народною молвою, по народному присуду, они провозглашаются святыми-шейхами, могилы погибших абреков превращаются в объекты поклонения.

Знаменитый абрек из Харачоя

Одним из известнейших абреков Северного Кавказа был Зелимхан Гушмазукаев, известный еще и как Зелимхан Харачоевский. Родом из Чечни (родился он в январе 1872 года в селе Харачой Грозненского округа Терской области). Путь его к такой жизни был, можно сказать, типичным. Первопричиной стало личное ощущение поруганной справедливости, восстание против произвола государственной власти. Вот основные вехи его превращения в абрека:

  1. Родом из зажиточной семьи, владевшей мельницей, большой пасекой, лошадьми, мелким и крупным рогатым скотом (вполне солидная основа для безбедной жизни!), в молодости он был вполне законопослушным гражданином Российской Империи.
  2. Попытка в 1901 г. женить его младшего брата закончилась кровопролитием в среде родственников соперничающих юношей.
  3. Вмешательство властей в дела горцев, арест и неправосудное осуждение в мае 1901 года, с оглашением приговора – 3,5 года неволи.
  4. Ссылка в Илецкую крепость, с последующим возвращением в Грозный и переводом в местную тюрьму.
  5. Побег из нее и присоединение к абрекам.

Типичны и его дальнейшие действия. Вместе с товарищами, он:

  • убивал царских чиновников
  • нападал на отделения банков и различные казённые учреждения
  • грабил местных богачей.

Вполне в духе Робин Гуда и других народных защитников, Зелимхан Харачоевский следует принципу: «У богатого отниму и бедному дам!» – он действительно разделяет конфискованные ценности среди народа!


Неуловимый, Зелимхан в течение более десяти лет (с момента побега и до трагической гибели в 1913 г.) наводит ужас на царские власти. В столицу регулярно идут документы с информацией о его громкой славе среди «туземцев» и о том, что его деятельность сделала из него «народного героя».

Путь абрека

Наиболее известными его акциями стали:

  • убийство в апреле 1905 г. подполковника Добровольского – начальника Грозненского округа;
  • ликвидация в 1908 г. инициатора и ответственного за проведение антикрестьянского землеустройства в Чечне полковника Галаева;
  • вооруженный налет на кассу Грозненского вокзала с конфискацией восемнадцати тысяч рублей.

Слух о нем проходит по всему Кавказу. О Зелимхане Гушмазукаеве слагаются песни. Горцы провозглашают его (в пику и в противопоставление императорскому наместнику) «наместником гор»! Он и действительно с особой теплотой и заботой относился к народу, особенно к беднейшей его части. Абрек не просто вставал на защиту простого народа всех национальностей и вероисповедания. Но еще и выступал грозным мстителем за всех униженных и оскорбленных. Когда царские войска расстреляли на Грозненском вокзале мирных жителей, он, в отместку, убил ровно столько же офицеров царской армии из остановленного поезда.

Известны и случаи уж и в самом деле почти анекдотические. В 1910 г., собираясь обчистить Кизлярский банк, он официально уведомил о своих намерениях власти, указав точную дату и время планируемой акции. В указанное время банк, как и предупреждалось, был благополучно ограблен. К вящей славе Зелимхана и к новому посрамлению властей.

Вообще, следует сказать, что Зелимхан Харачоевский любил эпистолярный жанр и с удовольствием писал (чаще – диктовал, сам он совсем не писал по-русски, лишь иногда по-арабски) письма своим предполагаемым жертвам. Письма от него получали и убитый Добровольский, и полковник Галаев…

Благородство в обращении с заложниками абрека также снискало ему и славу, и популярность. Особенно известным стал случай с Федором Шаляпиным. Захваченный во время гастролей по Кавказу, знаменитый тенор без всякого выкупа был отпущен на свободу, как только Зелимхан узнал, кто оказался в его руках. Попросив своего нечаянного гостя спеть, абрек растрогался до слез и повелел немедленно отпустить великого певца.

Пик активности Зелимхана приходится на годы первой русской революции. В то время как часть населения Северного Кавказа пополняла отряды белогвардейской конной стражи в центральных, охваченных народными выступлениями губерниях российской Империи, число абреков неуловимого Зелимхана (так о нем говорит в своем донесении генерал-майор Полозов) даже возрастает. К нему присоединяются многие горцы, простые, главным образом, незажиточные крестьяне. Вдохновляемые его примером, – а иногда и под прямым его руководством, – они:

  • занимаются захватом частных и казённых земель
  • изгоняют имперских чиновников
  • провоцируют местных жителей к невыполнению повинностей и неуплате налогов.

Убийство знаменитого абрека

Разгром революционного движения 1905—1907 гг. не привел к прекращению революционной борьбы как таковой. Множество партий в Российской империи провозглашают курс на свержение царизма. Не остался в стороне от революционного движения с его антимонархическими устремлениями и Зелимхан Гушмазукаев. В 1911 г. с ним встречаются ростовские студенты-анархисты, которые не только рассказывают ему о борьбе с царизмом, но и вручают на прощанье взрывчатку, анархистский флаг и печать, которой вплоть до своей смерти он и будет скреплять все свои письма, все свои ультиматумы.

Движение абреков с этого момента перерастает в настоящую партизанскую войну. Испуганные появлением «Нового Шамиля», власти снаряжают против народных защитников регулярную армию. Возрождается и практика войны с Шамилем:

  1. Осуществляются «зачистки» сел, помогающим абрекам.
  1. Преследуются на регулярной, внесудебной основе его родственники:
  • убиты брат и отец;
  • арестованы жена и дети.
  1. За голову Зелимхана назначено вознаграждение – восемнадцать тысяч рублей (сумма просто огромная по тем временам!).

Только в 1913 г. Зелимхан был ликвидирован.

Операция была засекречена. О ней знали только:

  • военный губернатор Флейшер;
  • генерал Степанов;
  • полковник Маргания;
  • поручик Кибиров.

Не обошлось, как водится, и без предательства. Отряд под предводительством Кибирова, получив наводку, близ Шали окружил дом, где в тот день ночевал абрек. В неравном бою Зелимхан Харачоевский погиб.

Официальные лица праздновали победу. Народ горевал. И провозгласил своего народного абрека шейхом. Святым. Таким он и останется в памяти поколений. В конце концов, Робин Гуда же никому не придет в голову считать просто разбойником!

Автор Виктор Ставнюк.

Тип статьи:
Авторская
Источник:
http://tanci-kavkaza.ru/zelimhan-gushmazukaev/
  • 274
  • admin
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...