Родовые башни Ингушетии

Родовые башни – памятники зодчества, составляющие культурное наследие Ингушетии. Историки датируют их возведение X…XVII веками. Основное их количество сосредоточено в Джейрахском районе, несколько сооружений расположено в Сунженском районе.

Родовыми башни называются, потому что каждая из них принадлежала одному роду – тейпу. Владение собственной башней выводило семью в ранг элиты, было предметом гордости.

Обратите внимание — башни Ингушетии на фото, сделанных в горах этой республики, очень разные. Дело в том, что родовые башни Ингушетии различают по назначению.

Жилые – самые низкие, высотой 9…12м, имеют прямоугольный фундамент и состоят из 2-3 этажей. Центральный каменный столб служит опорой для деревянных балок межэтажных перекрытий и крыши с толстым слоем уплотненной глины. Узкие окна могли служить бойницами, а стены, покрытые не скрепленными раствором камнями, использовались при обороне – камни сбрасывали на головы захватчиков. На первом этаже держали домашний скот, выше жила сама семья.

Полубоевые (полужилые) башни сочетают в себе особенности жилых и боевых. Они выше, чем жилые – 12…16м и имеют квадратное основание площадью около 25м2. Из конструктивных особенностей можно отметить отсутствие опорного столба и наличие балконов.

Боевые башни – самые величественные. Высотой до 30м, они имеют более узкое основание, а войти в них можно только на втором этаже, что исключает применение врагом такого осадного орудия, как таран. Столь высокое строение в сейсмоопасной зоне должно было строиться с большим запасом прочности. Для этого между 2 и 3, а также между 4 и 5 этажами возводился каменный свод, служащий опорой перекрытиям и стенам. Подняться на следующий этаж можно через лаз по приставной лестнице. Широкие окна прикрывают щиты из камней (машикули).

На первом этаже хранились съестные припасы и держали пленников, остальные этажи хозяева использовали в хозяйственных целях и для обороны, а наверху содержался арсенал – луки, стрелы, ружья и запас камней. Священным местом считается второй этаж с братским котлом на священной цепи. С этим местом связано много народных обычаев:

  • неприкосновенность кровного врага, если он коснулся цепи;
  • символическое прощание невесты с одной семьей прежде, чем войти в другую;
  • приношения духам предков и пр.

Строительство башен

В течение нескольких лет семья собирала материал – готовились блоки фундамента, тесались камни стен. Хорошим подарком, приравненным к быку (фундаментный блок) или барану (обработанный стеновой камень) считались строительные материалы. Мужчина, берущий в жены женщину рода, обязан был подарить семье большой блок для фундамента.

Когда материалы были собраны, мастер начинал искать подходящее место для строительства. Для этого он лил на землю известковое молоко, и там, где земля «не принимала» раствор и возводилась башня. Перед закладкой первого камня земля орошалась кровью жертвенного барашка.

Строительство не могло продолжаться долее одного года, иначе башню разрушали. Всего, вместе с подготовкой, создание башни должно было занять 7 лет – сакральное для ингушей число.

Комплекс Вовнушки

Башни Ингушетии в селении Вовнушки – это высокогорный родовой замок семьи Оздоевых (тейпа Оздой), входящий в Джейрахо-Ассиновский заповедник. Вовнушки в настоящее время имеют 3 башни, словно бы растущие из скал. С этим комплексом связано много историй и преданий.

Это одни из самых известных башен Ингушетии. Поддержка культурного ингушского наследия в России выражается в постоянном внимании к этому памятнику зодчества. В разные годы Вовнушки участвовали в следующих мероприятиях:

  1. Финалист конкурса «Семь чудес России», 2008год.
  2. Почтовая марка «Республика Ингушетия» с изображением комплекса, 2009г.
  3. Памятная серебряная монета из серии «Памятники архитектуры», 2010г.
  4. Конкурс «Россия 10», 2013г.

Сейчас башни, простоявшие столетия, постепенно начинают разрушаться. Чтобы они сохранились и для наших потомков, нужны работы по укреплению и реставрации этих самобытных и уникальных творений. К счастью, интерес к ним растет – как у властей, так и у потомков строителей – местных жителей, а значит и средства на реставрацию постепенно находят.

Игорь Динин.

Тип статьи:
Авторская
Источник:
http://tanci-kavkaza.ru/
  • 186
  • admin
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...